В июне 2018 г. рост железнодорожных перевозок минеральных удобрений продолжился

В июне 2018 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 107 млн тонн (+3,1% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 208,9 млрд т-км (+3,0%). Об этом сообщила журналу «Евразийский химический рынок» пресс-служба НПК «Объединенная Вагонная Компания».

Выросли перевозки угля (+5,0%), нефти и нефтепродуктов (+1,6%), железной и марганцевой руды (+8,15%), чёрных металлов (+20,4%), лесных грузов (+5,4%), удобрений (+4,3%), цветной руды (+4,7%), лома (+6,7%) и зерна (+90,9%). При этом снизились перевозки строительных грузов (-10,5%) и цемента (-10,3%).

Погрузка нефти и нефтепродуктов в июне выросла на 1,6% и составила 19,1 млн тонн. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 117,9 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 0,1% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Увеличение перевозок в июне обусловлено наращиванием отправок нефтяных тяжелых остатков (рост в 6 раз по сравнению с июнем прошлого года), газойля (в 3 раза) и газового бензина (+8%).

По данным члена правления «ИСР Транс» Олега Яценко, отсутствие падения перевозок в июне обусловлено предоставлением РЖД скидок многим нефтепроизводителям, в частности компании «Роснефть». Однако уже в августе-сентябре с запуском трубопровода на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод количество перевозимой нефти и нефтепродуктов снизится, и по результатам года прогнозируется падение.

По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, готовится пилотный проект по участию РЖД в биржевых торгах услугами по перевозке, в первую очередь, нефтеналивных грузов, призванный существенно повысить оперативность доставки. В ближайшее время будет подписано соответствующее распоряжение, в рамках которого совместная рабочая группа (при участии РЖД, биржи и ФАС) подготовит этот проект к реализации с возможностью поэтапного расширения механизма и на другие товарные рынки.

Несмотря на то, что активная деятельность РЖД и государства тормозит отток нефтеналивных грузов с железнодорожного транспорта, уход части объёма неизбежен. В дальнейшем ожидается снижение перевозок нефтеналивных грузов по железной дороге.

Погрузка удобрений в июне составила 4,8 млн тонн (+4,3% к июню предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 25,3 млн тонн удобрений, что на 6,3% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Перевозки на внутренних направлениях выросли на 6%, тогда как экспорт сократился на 3%, преимущественно за счёт падения поставок в Китай (-35%) и в Украину (поставки на минимальном уровне), при этом в 1,5 раза увеличились поставки удобрений в Бразилию и США. Однако уже в июле ВТО признала повышение Украиной антидемпинговых ввозных пошлин на нитрат аммония российского производства несоответствующим правилам организации, что может привести к восстановлению отечественных отгрузок.

Закрытие старых и нерентабельных заводов в США, в частности PlantCity компании Mosaic во Флориде, а также увеличение спроса на ключевых рынках, в том числе в Индии и Латинской Америке, привело к дефициту на мировом рынке фосфорных удобрений примерно в 3 млн тонн. В результате, по словам гендиректора компании «ФосАгро», уже в текущем году холдинг перейдёт планку 600 тыс. тонн удобрений, проданных компанией в США в прошлом году. За I полугодие «ФосАгро» было отгружено уже более 500 тыс. тонн, тогда как несколько лет назад продажи в США составляли всего около 100 тыс. тонн в год.

В середине июля стало известно, что «Еврохим» подписал первое соглашение на поставку калийных и NPK-удобрений в адрес китайского производителя сельхозпродукции Heilongjiang Beidahuang Farms. По словам представителя «Еврохима», это рамочный меморандум, конкретные объёмы поставок и цены в нём не определены, а если контракт и будет заключен, то не в этом году. В 2018-м компания планирует начать промышленное производство калийных удобрений на Усольском ГОКе и на комбинате «Волгакалий» и за год произвести 0,4-0,6 млн тонн. К 2025 г. компания намерена увеличить производство на 8,3 млн тонн. 

На рынке сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

Читайте также:

  • В мае 2018 г. зафиксирован рост железнодорожных перевозок минеральных удобрений
  • Группа «Акрон» увеличивает перевалку удобрений через российские порты
  • Итоги конференции «Подвижной состав для химических грузов 2018»

Источник