В Якутии успешно завершили тестирование изделий из морозостойкой резины

Учёные СВФУ, крупнейшего вуза Якутии, провели цикл испытаний морозостойких изделий, разработанных якутскими специалистами. В реальных условиях — на предприятиях, работающих на территории республики в условиях низких температур, были протестированы пыльники ШРУС (шарнир равных угловых скоростей на технике) и рулевые наконечники, уплотнители на гайки пожарных рукавов.

В изделиях была впервые использована созданная выпускником СВФУ Сергеем Тапыевым в соавторстве с другими учёными морозостойкая резиновая смесь для пыльников ШРУС, которая основана на комбинации морозостойкого и агрессивно-стойкого каучуков, что придаёт оптимальные свойства при эксплуатации при низких температурах. Результаты испытаний показали, что использование разработанных в лаборатории резинотехнических изделий позволяет увеличить диапазон их эксплуатации при низких температурах, при этом сохраняя основные свойства резин, в том числе их эластичность. Данный эксперимент подтвердил их пригодность в условиях Крайнего Севера. Работа над этой проблемой проходила в рамках госзадания.

«Как показывает практика, обычные резинотехнические изделия выходят из строя из-за низкой морозостойкости в сочетании с низкой агрессивно-стойкостью во время эксплуатации в зимнее время. Исследуем методы улучшения РТИ и применяем те, что помогут повысить их эксплуатационные свойства», – уточнил старший научный сотрудник УНТЛ «Технологии полимерных нанокомпозитов» Афанасий Дьяконов.

Партию пыльников рулевых наконечников, изготовленную по заказу АО «Алмазы Анабара», установили в сентябре 2020 г. на автосамосвал Perlini DP-405, эксплуатируемый на прииске «Маят» Анабарского района Якутии.

Эксперимент, проводимый совместно с республиканским ГУ МЧС России, также доказал, что разработанные в СВФУ уплотнительные кольца на основе морозостойкой резины для пожарных рукавов соответствуют качеству ранее используемых заводских изделий – РТИ учёных СВФУ испытывались на базе специализированной пожарно-спасательной части на протяжении трёх месяцев, тестирование продолжается.

«Уплотнительные кольца и резинки, которыми комплектуются стандартные пожарные рукава, приходят централизованными поставками из центральной России. Они замерзают уже через 10 минут после того, как пожарная машина выехала на мороз – при температуре от -40 °C. Из-за этого возникают сложности с подсоединением, подключением этих пожарных рукавов между собой, к пожарно-техническому вооружению, пожарным стволам, пожарной арматуре, разветвлениям. Резина замерзает, становится твёрдой, отчего страдает качество присоединения. Изделие СВФУ при испытаниях показало, что не подлежит замерзанию, благодаря чему нет трудностей с подключением пожарных рукавов, которые находились на морозе даже в часовых пределах – от одного часа и более», – прокомментировал начальник управления пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по РС(Я) Максим Денисов.

На сегодня учёные СВФУ разрабатывают химически стойкие уплотнители на насосное оборудование водозаборных сооружений и уплотнители на заправочную машину СИН-32, которая перевозит гипохлорит натрия на объекты АО «Водоканал» и используется для промывки сетей. «Сейчас установили уплотнительные прокладки на пожарные гидранты, которые хорошо себя показывают в зимнее время: не замерзают, не рвутся, что предотвращает потери воды при подключении пожарных рукавов и заправке пожарных машин», – сказал заместитель главного инженера Евгений Паренко.

Источник