В 2023 году украинские беспилотники регулярно атаковали российские нефтебазы, а в наступившем атаки только участились.
Как сообщают Новые Известия, Украина, после неудавшегося контрнаступления, переходит к новой тактике — интенсивным атакам на объекты российской инфраструктуры. Только с начала года было нанесено по меньшей мере четыре удара. 18 января был атакован Петербургский нефтяной терминал, 19 января — нефтебаза той же «Роснефти» в городе Клинцы Брянской области, в результате чего сгорели крупные резервуары с топливом. 21 января в Ленинградской области украинские дроны ударили по терминалу компании «Новатэк» в порту Усть Луга. И вот последний из этой серии — в ночь на четверг, 25 января по нефтеперерабатывающему заводу «Роснефти» в Туапсе.
Эксперты отмечают, что Туапсинский НПЗ — единственное нефтеперерабатывающее предприятие непосредственно на берегу Черного моря. Кроме того, это самый старый НПЗ в активах «Роснефти». Модернизируя его, компания за последние годы довела годовой объем переработки до 12 млн тонн нефти, причем большая часть продукции с НПЗ идет непосредственно на экспорт.
Утром пожар там был потушен. Сообщается, что в его ликвидации участвовали 99 человек и 31 единица техники. Местные жители утверждают, что перед тем как возник пожар, они слышали взрывы, и уверены, что город атаковали беспилотники, однако Минобороны РФ эту информацию пока не комментирует.
Жертв и пострадавших в результате пожара нет. Прерывал свою работу международный аэропорт Сочи, однако уже ночью он возобновил прием авиарейсов.
Между тем, с пожара на той же самой нефтебазы в Туапсе началась в прошлом году серия атак беспилотников ВСУ на российские нефтебазы. В ночь на 28 февраля там тоже произошел пожар, но не нефтехранилища, а здания бойлерной по соседству. Пострадала система теплоснабжения столовой, а после взрыва остались две воронки глубиной полтора метра.
Минувшей ночью в Туапсе было жарко
Видео: Соцсети
Между тем, интенсивность такого рода атак в прошлом году была намного ниже, чем в начале этого года:
29 апреля. Дрон ВСУ попал в резервуар нефтебазы в Казачьей бухте Севастополя. Площадь возгорания составила около 1 тыс. кв. м., пострадавших нет.
3 мая. В результате атаки 2 дронов ВСУ на нефтебазу в Тамани Краснодарского края загорелся резервуар с нефтепродуктами. Пожар тушили 188 человек. Ему присвоен высший ранг сложности, но жертв и пострадавших не было.
14 мая. Беспилотник впервые атаковал нефтебазу в городе Клинцы Брянской области, сбросив два взрывных устройства. Следы сброса обнаружили охранники во время ночного обхода. В частности, между пустыми резервуарами были обнаружены две воронки диаметром по 10 см. Возгорания или утечки нефтепродуктов не произошло.
26 июня. Беспилотник ВСУ пытался атаковать нефтебазу «Роснефть — Черноземье» в Курске. Дрон залетел на территорию объекта, но по какой-то причине не сдетонировал. В результате никто не пострадал, разрушения не зафиксированы.
22 июля. Дроны ВСУ попытались атаковать инфраструктурные объекты в Крыму. Возможной целью нападения была нефтебаза и склад боеприпасов.
20 сентября. Украинский дрон поразил нефтебазу аэропорта в Адлере, причем оповещения об атаке БПЛА для населения не было. Загорелись емкости с дизельным топливом, площадь пожара составила около 100 квадратных метров. Местные жители слышали звуки взрывов перед происшествием. Пострадавших не было.
21 сентября два беспилотника ВСУ атаковали нефтебазу «Дружба» в Орловской области — один БПЛА взорвался у резервуара с водой, второй не сдетонировал. Пострадавших не было.
10 ноября два беспилотника ВСУ совершили попытку атаки Морского нефтяного терминала в Феодосии. Дроны были сбиты российскими военными из стрелкового оружия. Один из аппаратов взорвался в воздухе. Части уничтоженного БПЛА рухнули в поле в 400 метрах от нефтебазы, другой упал на территории объекта и сдетонировал, повредив конструкцию здания подстанции. Люди в результате случившегося не пострадали.
Как видим, в наступившем году, атаки дронов ВСУ на инфраструктурные объекты в России, которые играют ключевую роль в снабжении и поддержке ВС РФ, стали более эффективными. Аналитики считают, что, уничтожая такие объекты, украинские военные пытаются изменить ход военных действий в свою пользу. Об этом свидетельствует и тот факт, что западные союзники Украины в своей военной помощи делают теперь упор на поставки дальнобойного оружия.
В свою очередь эксперты в России предлагают различные варианты защиты энергетических объектов — от наращивания ПВО самых разных видов до весьма затратных капитальных сооружения в виде бетонных куполов.
Иван Злобин
Новые Известия