В России разработан механизм, препятствующий экспорту дизельного топлива (ДТ) не его производителями — серый экспорт. Сейчас он проходит процедуры межведомственного согласования, сообщили в Минэнерго.
Его разработка велась ведомством совместно с Минфином, Минэкономразвития и Федеральной таможенной службой (ФТС), которые проанализировали опыт применения временных запретов на экспорт бензина и дизельного топлива.
Проведена оценка как с точки зрения баланса спроса и предложения, и ценообразования на внутреннем рынке, так и с точки зрения влияния на возможности перепродажи на экспорт топлива, предназначенного для внутреннего рынка России. В результате разработан механизм, позволяющий не допустить экспорт ДТ предприятиями, которые приобрели товар на биржевых торгах. При этом сохраняются возможности для экспорта дизельного топлива производителями без ограничений по направлениям поставок и видам транспорта, пояснили в Минэнерго.
Первый раз запрет на экспорт бензина и ДТ был введен в сентябре прошлого года, после того как розничные и оптовые цены на автомобильное топливо пошли резко вверх. Причиной подорожания отраслевые эксперты чаще всего называют попытку изменить параметры топливного демпфера (компенсации из бюджета нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Объем выплат нефтяникам сначала уменьшили в два раза (в сентябре), а после (с октября) вернули на прежний уровень, напоминает РГ.
Но официальной причиной роста цен был назван «серый» экспорт. Когда компании-трейдеры покупали ДТ на бирже (предназначенное для российского внутреннего рынка, объемы, за которые выплачивался демпфер), получали право на возмещение НДС, а потом перенаправляли это топливо на продажу за границу.
По словам эксперта аналитического центра «Яков и Партнеры» Виктории Трифоновой, оценка объемов «серого» экспорта затруднена и возможна только косвенно, через анализ рыночных аномалий и непрямых показателей. Весной и летом спрос на ДТ традиционно растет из-за сельскохозяйственных работ и отпускного сезона. Это, вместе со сбоями в работе нефтебаз, ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), а также перегруженности транспортной инфраструктуры, преимущественно в южных регионах, приводит к резкому оживлению внутреннего рынка и скачкам цен.
Как отметил в беседе с «РГ» заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, объемы серого экспорта топлива оказались достаточно велики, чтобы стать осенью прошлого года одной из причин дефицита ДТ. Из-за привлекательности такого экспорта возникли проблемы с отгрузками топлива в регионы. Делались большие запасы, часто просто в вагонах, которые просто простаивали.
По мнению Гусева, «серый» экспорт не корректен, потому что государство субсидирует ДТ для внутреннего рынка через механизм демпфера, а люди это топливо экспортируют и зарабатывают на бюджетных деньгах. Оптимальный вариант ввести повышенную экспортную пошлину в размере 150-200 тысяч рублей за тонну для непроизводителей. И особое внимание уделить мини-НПЗ, которые могут воспользоваться своим званием производителя и ситуацией, чтобы закупать большие объемы топлива для его дальнейшего экспорта, считает эксперт.
Существует и иная точка зрения. По ней смысл налогового маневра, заканчиваемого в России в этом году, заключается в обнулении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, и увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Проще говоря, все основные отраслевые налоги платятся на уровне добычи нефти. Для топлива остаются акцизы и налог на прибыль. Фактически после выплат по НДПИ с произведенным топливом можно делать, что угодно, продавать на внутреннем рынке или экспортировать. Да, демпфер — это бюджетные средства, но обеспечивается он опять же ростом НДПИ. Более того выплаты по демпферу получают только крупные компании.
В прошлом году запрет на экспорт ДТ действовал чуть больше месяца, после чего был снят. Дело в том, что именно ДТ — основной экспортируемый продукт отечественной нефтепереработки. За границу поставляется от 30 до 50% от объемов производства ДТ. Поэтому при полном запрете возникает риск быстрого затоваривания рынка, переполнения доступных хранилищ и, как итог, снижение производства. Рост внутреннего спроса на ДТ начинается с середины лета, что связано с проведением сельхоз работ. Причем у цен есть еще один сезонный виток подорожания — при переходе на зимние сорта ДТ.
По мнению Гусева, в этом году в России сложилась уникальная ситуация. С учетом всех предпринимаемых мер правительством, оптовые и биржевые цены находятся на очень низких уровнях по сравнению с прошлыми годами. Поэтому к полным запретам экспорта, как в прошлом году, прибегать не придется. Все будет регулироваться рынком под присмотром ФАС и Минэнерго.
Но, как отмечает Трифонова, полностью избежать традиционного повышения цен на ДТ с середины лета и в период перехода на зимние сорта может быть сложно. Рост спроса на топливо, особенно для сельскохозяйственных работ, продолжит оказывать давление на рынок. Разработанный механизм может смягчить влияние этих факторов, но не устранить их полностью, считает эксперт.
Схожая точка зрения у аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, который указывает, что прямо сейчас дефицита ДТ не наблюдается, а цены стабильны. Но он не исключает, сезонного подорожания со второй половины осени избежать все равно не удастся, поскольку зимний дизель в РФ хронически находится на грани дефицита.
rcc.ru