Назревающий новый кризис в Карибском регионе, затрагивающий торговые пути между Северной и Южной Америкой, может оказать негативное воздействие на углеводородный сектор латиноамериканской и мировой энергетики, — пишет Нефтянка.
Присутствие группы из трех военных кораблей Пентагона у южных берегов Карибского моря, зафиксированное в конце августа, на первый взгляд не связано с нефтяной промышленностью. Официально, данная эскадра не имеет отношения к каким-либо спорам вокруг нефти. В США считают основной целью этой группы борьбу с набирающим обороты наркотрафиком. Однако, в конечном итоге, ситуация может повлиять и на объемы добываемой нефти. Эсминцы под американским флагом, с экипажем в 450 человек, могут быть вовлечены не только в противостояние с предполагаемым союзом наркомафии и правительств южноамериканских стран, но и непосредственно повлиять на экспорт нефти из Венесуэлы. Борьба началась с неприятия указов Уго Чавеса о национализации зарубежных инвестиций в нефтяной пояс вдоль реки Ориноко. Сейчас ставки высоки: за информацию, способствующую свержению Николаса Мадуро, обещано вознаграждение в размере 50 млн долларов, поскольку его обвиняют в связях с наркокартелями.
Вряд ли стоит ожидать крупномасштабной военной операции США вблизи Каракаса, так как американцам пока не хватает сил для амбициозных действий. Высказывание Мадуро о том, что «Империя сошла с ума!», вполне понятно.
Венесуэла, несмотря на социально-экономический кризис, не является крошечной Гренадой, атакованной Рейганом, или Панамой, где американская авиация бомбила президента Норьегу.
Дело не только в народном ополчении Мадуро, которое может насчитывать около 4,5 млн человек, но и в том, что оккупация Венесуэлы или Колумбии вряд ли входит в планы администрации Трампа.
Кроме того, США стремятся уничтожить наркогруппировки, которые являются питательной средой для преступности. Наркомафия, к которой относят и легитимные правительства, достигла технологических высот благодаря своим доходам.
Лаборатории наркобаронов оборудованы по последнему слову техники, IT-специалисты работают на наркоторговцев, парашютисты сбрасывают грузы с наркотиками, частные субмарины бороздят воды Карибского моря, а сухогрузы прячут наркотики в тайниках.
В связи с этим, Белый дом считает оправданным придать контр-походу американских броненосцев вид военной операции. Борьба с преступностью стала приоритетом, отодвинув на второй план переговоры с Украиной и ЕС.
Вашингтон направил в помощь полиции более 2/3 формирований Национальной гвардии, Трамп лично патрулировал районы столицы, возобновлено строительство стены на границе с Мексикой, тысячи нелегальных мигрантов депортируются.
Однако, за борьбой с наркобизнесом в Карибском регионе скрывается риск экономического характера. Может пострадать мирное сотрудничество, в первую очередь в топливно-энергетической сфере.
Несмотря на то, что корабли не приближаются к берегам Венесуэлы, они патрулируют районы морской логистики, обслуживающие торговые связи страны и ее танкерную навигацию.
Речь идет об островах Аруба и Кюрасао, где расположены НПЗ и отгрузочные терминалы. Эти территории находятся под контролем Нидерландов, что может облегчить США блокирование этих объектов. Для топливного бизнеса они важны для снабжения сырьем и нефтепродуктами Citgo, зарубежного филиала венесуэльской PDVSA.
Паралич операций на Кюрасао и Арубе заморозил бы поставки нефти с Ориноко, принесшие Венесуэле в 2024 году 17,52 млрд долларов. Сейчас эти перевозки находятся под угрозой. Chevron, получивший лицензию на закупки и вывоз ресурсов из Венесуэлы, рискует столкнуться с военно-политическим вызовом со стороны США. Это может отразиться на НПЗ в штате Луизиана, ориентированных на венесуэльскую нефть.
В случае проверок и запретов на танкерных маршрутах пострадают европейские партнеры Каракаса, такие как Repsol и Eni. Если вокруг их судов начнут маневрировать американские патрульные катера, это негативно скажется на бизнесе. Апстрим-объекты с участием инвесторов из ЕС могут быть остановлены. Под угрозой окажется освоение газового месторождения и прокладка трубопровода силами Shell, PDVSA и компании из Тринидада и Тобаго.
США учитывают баланс региональных сил, проводя операцию против Венесуэлы и Колумбии. Сейчас Бразилия не дружит с Венесуэлой.
Американцы учитывают этот фактор, так как президент Лула да Силва сомневается в законности выборов в Венесуэле и ее претензиях на территорию Эссекибо в Гайане. В то же время Лула критикует тарифный шантаж Вашингтона.