В целях стабилизации российского топливного рынка «Газпром нефть» скорректировала сроки проведения планового техобслуживания на Омском нефтеперерабатывающем заводе, увеличила объемы поставок топлива внутри страны и расширила объемы биржевых продаж с 15% до 17% от общего объема производства. Об этом пишет ПРАЙМ, ссылаясь на главу компании Александра Дюкова.
Дюков напомнил, что правительство Российской Федерации ранее приняло ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации на топливном рынке, включая ограничение экспортных операций с бензином и рекомендации производителям относительно корректировки графиков ремонтных работ на НПЗ и увеличения поставок на внутренний рынок.
«Мы поддерживаем правительственные меры. В свою очередь, «Газпром нефть» уже перенесла начало запланированных ремонтных работ на Омском НПЗ и максимально увеличивает поставки моторного топлива на российский рынок. В частности, в сентябре компания увеличит поставки бензина на внутренний рынок на 14% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, для сдерживания роста оптовых цен на автомобильный бензин «Газпром нефть» увеличила их биржевую реализацию с 15% до 17% от общего объема производства», — заявил он в кулуарах Промышленно-энергетического форума TNF.
Действующий норматив продаж автомобильного бензина на бирже составляет 15% от объема производства, для дизельного топлива – 16%.
Касательно Дальнего Востока, где ситуация на топливном рынке традиционно более сложная, Дюков отметил: «Дальний Восток не является нашим основным рынком, так как у нас там нет нефтеперерабатывающих заводов. Тем не менее, мы осуществляем поставки моторного топлива с Омского НПЗ как в рамках исполнения биржевых договоров, так и по прямым контрактам с розничными сетями и промышленными предприятиями».
Дюков также прокомментировал дискуссию о возможном перенаправлении части экспортных объемов дизельного топлива на внутренний рынок для предотвращения потенциальных проблем, как предполагают некоторые эксперты.
«Для нашей компании приоритетом всегда являются поставки на внутренний рынок. Поэтому, если мы видим потребность в увеличении поставок дизельного топлива на внутренний рынок, особенно для сельскохозяйственных производителей, мы обеспечиваем поставки в необходимых объемах», — пояснил он.
В августе биржевые цены на бензин в России достигли рекордных уровней, превысив показатели сентября 2023 года (когда впервые был введен запрет на экспорт топлива). К концу месяца цены немного снизились, но в сентябре вновь начали расти. С дизельным топливом ситуация до недавнего времени была относительно стабильной, однако в сентябре цены начали расти и на него. Розничные цены следуют за биржевыми, хотя и с некоторым отставанием: к 15 сентября прирост средних цен на бензин по стране с начала года составил 7,7%, при инфляции в 4,08%.
Кроме указанных мер по стабилизации топливного рынка, были приняты и разрабатываются дополнительные меры, касающиеся, в частности, биржевых торгов. Так, Министерство финансов РФ одобрило увеличение порога отклонения оптовых цен на топливо от индикативных значений на 10 процентных пунктов – до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива, сообщил ранее заместитель министра финансов Алексей Сазанов.
Кроме того, с 8 сентября Петербургская биржа ужесточила требования к заявкам на покупку бензина, сообщил источник в отрасли агентству РИА Новости. Предельные колебания цен на Аи-92 и Аи-95 с поставкой железнодорожным транспортом ограничены +0,01% или -20% от текущей цены. Введен режим накопления заявок покупателей и режим аукциона открытия: от одного участника торгов по одному биржевому инструменту для бензина разрешена только одна заявка на покупку лота. Также действует двусторонний встречный аукцион: по одному инструменту от одного участника торгов можно подать до 15 заявок на покупку в объеме до трех лотов в каждой заявке.
В Министерстве энергетики РФ пояснили РИА Новости, что данные правила носят временный характер и направлены на снижение избыточного спроса в оптовом сегменте.