Рынку полимеров грозит перепроизводство: куда Россия направит свое сырье

К 2030 году российские предприятия планируют двукратно увеличить объемы выпуска полимерных материалов. Однако существует серьезная вероятность того, что новые производственные комплексы окажутся не полностью загруженными, поскольку потребители могут отдать предпочтение более дешевой продукции из Китая, считают аналитики MASHNEWS.

Повсеместно отмечается рост потребления полимеров, но расширение предложения опережает увеличение спроса. В связи с грядущим вводом в эксплуатацию значительного количества новых производственных мощностей, риск избыточного производства в мировом масштабе будет только возрастать. При этом Россия уже сейчас уступает Китаю по ценовой конкурентоспособности как сырья, так и готовых изделий из пластика. Об этом MASHNEWS сообщил Михаил Кацевман, занимающий должности президента Союза переработчиков пластмасс, вице-президента Российского союза химиков и директора по науке НПП «Полипластик», в ходе онлайн-конференции, посвященной перспективам развития полимерной индустрии в России и СНГ и возможностям для инвестиций, состоявшейся 25 сентября.

Китай намерен выступать не в качестве покупателя, а как продавец.

Полимерные материалы являются ключевыми компонентами в тысячах производств и играют незаменимую роль в современной промышленности. За последние пять лет объемы производства полимеров в России практически не изменились, оставшись на уровне немногим более 7 млн тонн. Первая половина 2025 года также не демонстрирует позитивной динамики: в стране произведено 5,4 млн тонн пластмасс в первичных формах, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, отметил Михаил Кацевман на вебинаре.

Вместе с тем, в течение ближайших пяти лет ожидается запуск нескольких крупных объектов, таких как «Амурский газохимический комплекс» компании СИБУР, «Балтийский химический комплекс» в Усть-Луге, Иркутский завод полимеров и другие. В результате этого производство и переработка пластмасс могут увеличиться в два раза, достигнув 15 млн тонн. Однако эксперт напомнил, что и другие страны активно наращивают свои производственные мощности.

Владимир Поклад, директор Департамента управленческого консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «Деловой профиль», согласен с тем, что риск глобального перепроизводства полимеров является «реальным и усиливающимся, особенно в Азии».

Он отметил, что к 2029 году мировое производство полиэтилена (ПЭ) превысит 150 млн тонн, а полипропилена (ПП) – 130 млн тонн, в то время как спрос будет отставать от предложения. Китай, который традиционно является крупным импортером, к 2028 году станет самодостаточным по базовым полимерам, а к 2033 году – даже нетто-экспортером ПП.

В России темпы роста производства также будут значительно опережать увеличение внутреннего спроса. Это приведет к образованию излишков, которые необходимо будет экспортировать. Однако, по мнению эксперта, геополитическая изоляция от европейских рынков и высокая конкуренция в Азии, особенно со стороны Китая, ставят под сомнение возможность реализации продукции в заявленных объемах.

Владимир Поклад добавил, что без успешной диверсификации экспортных поставок и увеличения внутреннего спроса часть новых производственных мощностей может оказаться загруженной не в полной мере.

Михаил Кацевман отметил на вебинаре, что из-за избыточного производства полимерных материалов их цены во всем мире снижаются. При этом российская продукция, несмотря на наличие сырьевых преимуществ, сопоставима по стоимости с мировыми аналогами, а китайской – даже уступает.

Президент Союза переработчиков пластмасс подчеркнул, что российские потребители приобретают полимерные материалы на 15-20% дороже, чем потребители в Китае. При этом стоимость готовых изделий из пластика в России в два раза превышает китайские аналоги.

По мнению Владимира Поклада, в последние годы российские компании, в первую очередь СИБУР, значительно расширили свой ассортимент, освоив более 250 специальных марок, включая медицинские, автомобильные и упаковочные. Однако высокая стоимость логистики в Азию и волатильность курса рубля снижают ценовую конкурентоспособность их продукции.

По данным Поклада, в 2024 году экспорт базовых полимеров из России (без учета стран ЕАЭС), в основном в Турцию, составил 1,2 млн тонн, что на 5% меньше, чем в предыдущем году. В перспективе РФ может увеличить поставки до 7,1 млн тонн к 2030 году, однако успех будет зависеть от ряда факторов.

Собеседник Mashnews заключил, что российские полимеры конкурентоспособны по качеству и технологиям, но ценовое давление и логистические ограничения сдерживают экспортные объемы.

Ситуация с переработкой замедляется, предприятия закрываются.

При этом Россия продолжает импортировать значительные объемы полимеров. В частности, импорт полипропилена увеличился с 15,3% в 2021 году до 19,4% в 2024 году. Одной из причин является нехватка собственных добавок и отсутствие производственных цепочек.

Михаил Кацевман подчеркнул на вебинаре, что растет ввоз даже тех видов полимеров, в производстве которых Россия обладает технологиями и демонстрирует хорошие показатели качества, например, гомополимеров. В данном случае причиной является ценовая конъюнктура.

Тем не менее, существуют значительные перспективы в области импортозамещения, и новые проекты российских компаний направлены на выпуск не только массовых, но и специфических, высокомаржинальных марок полимеров, отметили в Группе компаний «Титан».

Представитель нефтехимического холдинга прокомментировал Mashnews, что, например, в сегменте полипропилена доля импорта в некоторых нишах достигает 30%. Это является прямой возможностью для роста, и компания намерена ее использовать, удовлетворяя потребности российских переработчиков в трубах, специальных пленках, медицинских изделиях и другой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Михаил Кацевман сообщил, что ситуация с переработкой полимеров в России в целом внушает оптимизм: объемы производства изделий растут как в массовом, так и в денежном выражении, а импорт заметно сокращается. Так, в 2024 году производство упаковочных изделий увеличилось на 40% по сравнению с 2021 годом, труб и фитингов – на 35,4%, мешков и пакетов – на 34,2%, бутылей и флаконов – на 33,2%.

В то же время в первом полугодии 2025 года выпуск продукции из пластмасс и резины уменьшился на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Президент Союза переработчиков пластмасс отметил, что замедление темпов строительства привело к снижению спроса на трубы, плиты, листы и другую полимерную продукцию.

Показателен и тот факт, что интерес к бизнесу в сфере переработки пластмасс снижается. По данным Федеральной налоговой службы России, за первые шесть месяцев 2025 года было зарегистрировано 1124 юридических лица, основным видом деятельности которых указано производство пластмассовых и резиновых изделий, что на 16% меньше, чем в предыдущем году, сообщил Михаил Кацевман. Кроме того, в первом полугодии 2025 года закрылось на 19,7% больше предприятий, чем за аналогичный период 2023 года.

Эксперт отметил, что если в 2023-2024 годах наблюдалось значительное обновление производственных мощностей для переработки, приобреталось много нового оборудования в Китае и Турции, то в 2025 году отмечается заметное снижение инвестиций в оборудование – на 29,6% меньше, чем в прошлом году.

Михаил Кацевман считает, что тот факт, что оборудование для переработки полимеров почти на 100% закупается за рубежом, является серьезным препятствием для развития отрасли в стране.

Помимо вышеупомянутых факторов, существуют и другие негативные тенденции, такие как высокая ключевая ставка, дефицит квалифицированных кадров (который, по прогнозам Группы «Деловой профиль», может достичь 285 тыс. человек к 2030 году), ужесточение экологических требований и т.д.

Упаковка, строительство, автопром – «три кита» роста

Специалисты сходятся во мнении, что, несмотря на все трудности, российская полимерная отрасль имеет потенциал для роста и импортозамещения. В страну по-прежнему в больших объемах ввозятся сложные пленки (27% в структуре импорта полимеров в 2024 году), покрытия для пола и стен (14% в структуре импорта против 11% в 2021 году), канцелярские товары и фурнитура (13% в структуре импорта), самоклеящиеся пленки и листы (11%).

Директор по науке НПП «Полипластик» резюмировал, что необходимо ставить перед собой амбициозные цели в области переработки пластмасс. Если в 2025 году этот показатель составляет 7,3 млн тонн, то в 2026-2027 годах его необходимо довести до 8,5 млн тонн за счет импортозамещения сырья и готовой продукции, а также создания новых областей применения, которые уже существуют в мире, но пока слабо развиты в России.

Для обеспечения загрузки растущих производственных мощностей необходимо стимулировать потребление на внутреннем рынке. Владимир Поклад считает, что основными драйверами роста должны стать инфраструктурные проекты (полимерные трубы), упаковка (e-commerce, гибкая и жесткая), строительство и восстановление автомобильной промышленности.

В группе компаний «Титан», помимо указанных сегментов, выделяют сельское хозяйство, которое в настоящее время обеспечивает 5-7% потребления полимеров в стране (пленки для теплиц, системы капельного орошения и современная тара для урожая).

Наибольшее значение для развития отрасли в России будут иметь производства, способные удовлетворить потребности в медицинских полимерах (где дефицит сегодня превышает 70%), а также катализаторах, критически зависимых от импорта.

В группе компаний «Титан» подчеркнули, что сегодня необходимо развивать производство базовых полимеров и инженерных пластиков, а также их различных «модификаций» для удовлетворения растущего спроса со стороны как отечественных, так и зарубежных переработчиков.

В холдинге не ожидают стагнации внутреннего рынка пластмасс, напротив, прогнозируют рост со среднегодовым темпом около 5,26%, а его объем к 2035 году может достичь 24 млрд долларов. Барьеры, безусловно, существуют, но они преодолимы.

В ГК «Титан» подытожили, что благодаря синергии между бизнесом и государством, инвестициям в НИОКР и ориентации на конкретные нужды внутреннего рынка российская полимерная отрасль не только вернется к росту, но и перейдет на новую, более технологичную и самостоятельную стадию развития. Есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.

Источник