В предстоящий зимний сезон компания «Татнефть» представит на российском рынке инновационные модели шин, в разработке которых активно использовались экологичные технологии. Согласно информации, опубликованной ИА «Девонсо ссылкой на издание «РБК+», акцент сделан на увеличение доли биокомпонентов и применение вторичного сырья. Этот шаг является частью масштабной экологической программы компании, направленной на создание замкнутого цикла переработки шин.
Предприятие «Айкон Тайерс», входящее в структуру Группы «Татнефть» и расположенное во Всеволожске, Ленинградская область, планирует начать продажи фрикционной шины Ikon Autograph Snow 5 в зимний период 2025-2026 годов. Особенностью этой модели является увеличенное содержание возобновляемых материалов, таких как масла, смолы и натуральный каучук, на 21%.
Параллельно с этим, шипованная шина Ikon Autograph Ice 10 изготавливается с применением специально разработанной резиновой смеси Green Core Mix (GC Mix), в которой доля возобновляемого сырья увеличена на 5,5%. По заверениям производителя, это способствует снижению негативного воздействия шин на окружающую среду. Разработка этих моделей осуществлялась непосредственно на предприятии.
ИА «Девон» отмечает, что IKON TYRES успешно замещает финское наследие в Ленинградской области и адаптируется к современным тенденциям мирового шинного рынка.
В рамках проекта «Зеленая шина», «Татнефть» активно расширяет систему рециклинга шин. В крупных городах России уже функционирует сеть, включающая 130 пунктов приема отработанных покрышек и площадки для их первичной переработки. На этих площадках происходит отделение металла от резины и её измельчение в крошку.
Полученная крошка направляется на завод «Нижнекамсктехуглерод» (НКТУ), принадлежащий «Татнефти», для дальнейшей переработки методом пиролиза – термического разложения в бескислородной среде. Мощности предприятия позволяют перерабатывать до 50 тонн шин ежедневно. В результате этого процесса получают пироконденсат и твердый углеродный остаток, которые используются для производства изопренового каучука и технического углерода – сырья для изготовления новых шин.
С момента запуска проекта «Татнефть» собрала более 70 тыс. тонн изношенных шин, из которых 22 тыс. тонн – в 2025 году. Было получено свыше 7 тыс. тонн резиновой крошки. В планах компании – увеличение объемов переработки до 400 тыс. тонн в год, что позволит утилизировать 40% всех выбрасываемых в стране покрышек.
Компания также развивает технологию восстановления изношенных грузовых шин, позволяющую им проходить процедуру обновления до трех раз, фактически продлевая срок их службы.
Информ-Девон поднимает вопрос о том, как дать вторую жизнь стертым автошинам, обсуждая вопросы, касающиеся выбора авторезины для восстановления, методов донарезки или наваривания протектора, а также баланса между ценой и безопасностью.
Представители компании заявляют о стремлении полностью решить проблему свалок отработанной резины в стране. Ежегодно в России более 800 тыс. тонн изношенных шин выводятся из эксплуатации, и около половины из них оказываются на несанкционированных свалках, где разлагаются десятилетиями, выделяя вредные вещества.
В шинное бизнес-направление «Татнефти» входят комплекс Ikon Tyres, расположенный во Всеволожске (мощность – 17 млн легковых шин в год), завод Tengri Tyres в городе Сарань, Казахстан (мощности 0,3 млн легковых шин и 500 тыс. грузовых), а также Birinchi Rezinotexnika Zavodi в Ангрене, Узбекистан (3 млн легковых шин).
Информагентство «Девон» отмечает, что сеть пунктов сбора и переработки шин «Татнефти» охватывает 17 городов по всей стране – от Ленинградской области до Красноярска. До конца 2025 года планируется открытие еще 49 пунктов на АЗС в Челябинске, Санкт-Петербурге, а также в Московской, Самарской и Омской областях.
На нефтеперерабатывающем комплексе ТАНЕКО в Нижнекамске конденсат проходит глубокую химическую переработку, в результате чего получают изобутан, необходимый для производства изопренового каучука. Пиролизный газ после очистки используется в качестве топлива непосредственно на установке пиролиза, а углеродный остаток служит сырьем для получения техуглерода.